Диптих «ДИАЛОГ». Анна Мельникова
2025, авторская техника: бескамерное получение изображения фотограмма, печать цианотипия на стекле.
2 работы 120×270 см (диптих состоит из двух произведений)
Диптих Анны Мельниковой выделяется новаторской техникой цианотипии на стекле, создающей уникальные визуальные эффекты и глубину цвета. Философское осмысление времени и его связи с природными элементами делает работу не только эстетически привлекательной, но и интеллектуально стимулирующей. Это произведение, безусловно, представляет интерес для галерей, ориентированных на экспериментальные и концептуальные подходы в искусстве.
Концепция автора
«Концепция диптиха основана на образе воды, неба и солнца, а также на процессе круговорота состояний природы, эти образы в работах становятся метафорой времени и вечного круговорота событий на земле, цикличности происходящего.

Ассоциация «время и вода» очень давняя — ведь о связи между движением воды и движением времени догадались еще в далекой древности. Тогда, тысячелетия назад, и были придуманы устройства, которые внесли в повседневную жизнь некоторый порядок, создали условия для планирования и, возможно, чуть подтолкнули человечество к осознанию, что время — это главная ценность и главное, что есть у любого живущего.

Время — одна из самых загадочных и философских концепций, с которой мы встречаемся каждый день. Независимо от нашего отношения ко времени, нельзя отрицать его неуловимость и влияние на нашу жизнь. Самое любопытное, что время можно сравнить со стихиями природы, особенно с водой — она всегда находится в движении.

Согласно философии, первоначальная аналогия связи времени и воды заключается в их непостоянстве и изменчивости. Вода течет и изменяет свою форму на протяжении времени и пространства. Точно так же и время струится и кажется бесконечным, но мы видим только малую его часть — ту, что прошла, и стремимся понять, что будет в будущем. Мы постоянно сталкиваемся с течением времени, его формой и пределами, и каждый из нас прогуливается по берегам времени, пытаясь уловить каждое мгновение наших жизней.

Как река, время может создавать новые течения и направления в наших жизнях. Однако, контролировать время невозможно, так же как невозможно остановить воду в ее движении. Мы можем лишь научиться плыть по течению, приспосабливаться к его изменениям и использовать его в своих интересах.

В философии многие ученые и мыслители обсуждали природу времени. Один из известных взглядов — это концепция времени как линейной последовательности событий. Согласно этой идее, время идет от прошлого к будущему, не оставляя возможности вернуться назад. Время может течь медленно или быстро, в зависимости от нашей активности, настроения или переживаний. Однако, мы не можем изменить его или остановить. Время просто проходит, словно вода, не поддаваясь нашему контролю.

Философы утверждают, что время неразрывно связано с нашим существованием и нашими переживаниями. Время — это не просто хронологическая последовательность событий, оно имеет глубокий смысл и влияет на наши эмоции и взаимоотношения с окружающим миром. Время, как и вода, может быть непредсказуемым и взрывным. Оно может течь спокойно и медленно, как ручей, или бурлить и нести все на своем пути, как бурная река.

Философия времени позволяет нам задуматься о нашей жизни и нашем взаимодействии со временем. Может быть, если мы научимся воспринимать и использовать время как воду, мы сможем обрести в нем равновесие и гармонию, чтобы извлекать максимум пользы и удовольствия из нашего существования"
Описание
Произведение состоит из двух работ, связанных между собой стилистически, композиционно и по смыслу. Работы диптиха имеют общую цветовую гамму, которая варьируется от берлинской лазури до глубокого синего и ультрамаринового цвета.

Композиция двух работ имеет единую горизонтальную структуру, обе работы отличаются по ритмике элементов композиции и расположению акцентных деталей.

Каждая работа диптиха состоит из 4 частей, которые связаны между собой единой неделимой композицией. В композиции двух работ применен прием переворота изображения, что отличает работы диптиха по смыслу.
Художественный манифест
«Я профессиональный художник, график, арт-фотограф, преподаватель. На протяжении более 10 лет я работаю с медиумом фотографии используя её технические и художественные возможности во взаимодействии с художественными практиками.

Фотографические процессы и техники, с которыми я работаю открыли для меня возможности объединить мои знания и навыки в художественных практиках с фотографией.

Меня вдохновляет реальность, но мое творчество основано на желании ее изменить. Именно поэтому в своих работах я делаю акцент на создании фантастических и сюрреалистических образов и часто перехожу к абстрактным формам и беспредметной фотографии. Для меня переход к абстрактной фотографии совершенно логичен, я связываю его как с личностным развитием, так и с влиянием времени и культурных кодов, ведь именно в Беларуси зародился супрематизм как форма геометрического абстракционизма.

В своем творчестве я все больше пытаюсь отрицать одну из главных характеристик фотографии: ее документальность и точность. По этой причине мне сложно сказать, что я фотограф: я художник, который использует фотографию как базу, как основу, а фотографические приемы и процессы — это мои инструменты для реализации моих идей.

Постепенно я пришла к способу говорить в искусстве не напрямую, а посредством языка метафор. Смыслы, зашифрованные в простых геометрических фигурах, могут рассказать больше, чем простая прямая визуализация реальности. На языке простых форм можно говорить вслух и выражать сложные внутренние переживания.»