НЕВИДИМЫЕ СВЯЗИ
Мы привыкли воспринимать видимое как единственно достоверное. Однако физика света неумолима: солнечный луч достигает наших глаз с задержкой в восемь минут. Фактически, всё, что мы наблюдаем — архив уже свершившихся событий. Мы существуем в мире пост-изображений, блуждая в лабиринте отраженной реальности, принимая следствие за причину, а цвет и форму — за суть вещей.

Проект «Невидимые связи» предлагает зрителю совершить онтологический переход: от иллюзорной статики материи к подлинной динамике духа.

Экспозиция разворачивается как триптих состояний. Мы начинаем путь в плотной, тактильной реальности, где «сердце мира» бьется в унисон с тревогой. Мы спускаемся в «коридоры затмений», где личность теряет очертания, а пространство сгущается до немоты. Но именно в точке абсолютного обнуления, где гипсовая маска реальности дает трещину, рождается иной импульс.

Возможно, выход из материалистического лабиринта лежит не в пространстве, а где-то в другом измерении. Там, где жесткая геометрия пронзается мягкой нитью бытия. Там, где «Молоко небесное» соединяет разрозненные элементы в единую структуру. Истина — это не объект. Это незримая связь, удерживающая мир от распада.

ГЛАВА 1. FATA MORGANA: Ловушка отражений

Мы попадаем в пространство «овеществленного сна». Это мир, где материя претендует на вечность, а человек втянут в бесконечную гонку за миражами. Искусство здесь фиксирует состояние современного «бега на месте»: от технократического восторга до неизбежного выгорания.

Путь начинается с ощущения фатума — монументальное полотно Анатолия Кузнецова «Непредвиденное развитие событий» погружает нас в хаос, которым невозможно управлять. Этот мир залит искусственным светом литографий Татьяны Радивилко и холодной эстетикой «Hi tech» Александра Доманова. Здесь герои ведут бесконечный «Бой с тенью», принимая отражения за врагов, пока не наступает закономерное «Выгорание». Даже природа в работах Дарьи Куликовой — яркая, живая — остается лишь фоном, напоминанием о потерянном рае, на созерцание которого в этой гонке просто нет времени.
Эмоциональным центром этой зоны становится скульптура Ольги Савич «Сердце мира». Словно диковинный антропоморфный коралл, произрастающий в толщах вселенной, оно пропускает через себя потоки тревожной действительности. Это «безголовое» сердце — антитеза логике: путь чистого переживания, где остановка равносильна смерти. Оно пульсирует в ритме агонии и бесконечного бега от прошлого в пугающее будущее, напоминая строки Гессе: «И от ствола стократ обкорнан — побеги молодые шлю, и боли вопреки, упорно, мир, обезумевший люблю».

Но лабиринт неизбежно заводит в тупик. Глава завершается проектом «Молчание». Мы видим, как человек обрастает тишиной, словно экзоскелетом, внутри которого растворяется личность. Бетонные маски фиксируют этапы умирания души: от смирения и агрессии до безразличия. Позы фигур, отсылающие к искусству Древнего Египта, подчеркивают вечность этой трагедии, а отсутствие кистей рук — полное бессилие. Однако этот бетон не монолитен: золотые фрагменты внутри скульптур свидетельствуют о скрытой надежде. Зритель, садясь напротив зеркала, оказывается перед выбором: остаться в коконе немоты или попытаться выпустить свой внутренний свет.
1. Анатолий Кузнецов. «Непредвиденное развитие событий»
/2012. Холст, масло. 200×450
2. Татьяна Радивилко. «Без названия"/2012. Литография. 100×70
3. Татьяна Радивилко. «Иллюминация» /2011. Литография. 100×70
4. Александр Доманов. «Hi tech» /2011. Холст, темпера. 150×250
5. Татьяна Радивилко. «Бой с тенью» /2022. Холст, масло. 120×320
6. Татьяна Радивилко. «Выгорание» /2023. Холст, масло. 150×200
7. Дарья Куликова. Диптих: «Небо меняет цвет» / «Ziziphus lotus»
/2023. Холст, масло. 168×220 / 159×101
8. Ольга Савич. «Сердце мира» /2021. Бронза, патина, гранит. h-68
9. Тамара Шелест. «Туман дышал мне в спину» / «Запела птица» / «Поцелуй Европы» /2017. графика. 50×70
10. Проект «МОЛЧАНИЕ». Ольга Савич /2025. Бетон, сталь, бронза, латунь. Интерактивная инсталляция

ГЛАВА 2. TRANSITUS: Разлом реальности

Иллюзия стабильности рушится. Наступает «темная ночь души» — время, когда мы больше не можем притворяться, что контролируем реальность. Старые карты сожжены, и мы входим в зону турбулентности.
Здесь искусство теряет гладкость. Гротескные образы Игоря Тишина срывают социальные маски, обнажая изнанку приличий, а «Торговец» («Négociant») предлагает зрителю абсолютную пустоту. Леонид Хоботов в работе «Адкрыццё» намекает на поиск новой истины, но прежде герою предстоит пройти через «Коридор затмений» Анны Мельниковой — зону полной потери видимости. Это точка признания поражения: в работах Владимира Соколовского животная энергия Быка сменяется тихим отчаянием — «Я потерялся, и стемнело».

Именно здесь, на дне лабиринта, происходит прорыв. Проект Кирилла Крохолева «Ранний гипс» становится манифестом перехода. Статика смерти преодолевается живым, рискованным действием. Автор совершает символический транзит власти, ослабляя хватку контроля: танцовщица двигается внутри опалубки, музыканты импровизируют, а гипс застывает, фиксируя этот уникальный отпечаток энергии. Мы перестаем быть заложниками формы и становимся потоком.
11. Игорь Тишин. "Fils de chien et sa femme I–II" /2024. Холст, акрил. 150×130
12. Леонид Хоботов. «Адкрыццё» (Открытие) /2009. Холст, масло. 150×190
13. Игорь Тишин. «Négociant» /2025. Холст, акрил. 200×150
14. Анна Мельникова. Серия «Коридор затмений» /2022. Холст, акрил. 60×75
15. Виктор Шилко. «Над Двиною» 1988. Холст, масло. 100×120
16. Владимир Соколовский. «Бык» /2024. Холст, акрил. 180×200
17. Владимир Соколовский. «I got lost and it got dark» (Я потерялся. Стемнело) /2023. Холст, акрил. 160×125
18. Проект «РАННИЙ ГИПС». Кирилл Крохолев /2024. Перфоманс / Видеоарт / Гипсовый объект

Читать подробнее о проекте

ГЛАВА 3. ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

После разлома реальности мы оказываемся в пространстве возрождения. Материя, освобожденная от жесткости, начинает дышать. Здесь осколки старого мира становятся почвой для новой жизни, а тяжелые формы сменяются легкими и проницаемыми. Это глава о том, как дух возвращается в тело, одухотворяя его.
Скульптура Евгении Цветковой «Фрактура» — обломок техногенной вселенной, выполненный в панк-индустриальной эстетике — показывает, как из ржавчины и распада, из пустоты, предшествующей всему, начинает расти новый смысл. Живописный цикл Леонида Хоботова («Судьба», «В плену») теперь воспринимается не как драма несвободы, а как величественная кардиограмма судьбы. Мир становится тоньше, деликатнее, как в графике Кристианы Лёр, где органическая структура обретает голос.
 
Кульминацией этого процесса становится скульптура Ольги Савич «Дыхание жизни». Если путь начинался со сжатого от тревоги Сердца, то здесь форма обретает абсолютную свободу. Это танец души, ищущей себя в многообразии форм и утверждающей свое божественное происхождение. Мы видим уже не выживание, а чистое бытие.
 
Финальным аккордом звучит проект Марины Казак «Молоко небесное». Здесь дыхание обретает видимую форму. Жесткая алюминиевая структура мира пронизана мягкой хлопковой нитью — «Молоком», энергией жизни. Следуя закону Эйлерова пути, эта нить проходит каждое соединение лишь однажды, не допуская повторов. Это визуализация главной идеи выставки: порядок и жизнь формируются через единое, непрерывное движение. Невидимые связи становятся зримыми, соединяя все сущее в безупречную целостность.
19. Евгения Цветкова. «Фрактура»
/2025. Скульптура, шамот. Высота 60 см)
20. Леонид Хоботов. «Судьба» /2019. Холст, акрил. 120×110 см)
21. Леонид Хоботов. «У палоне паннаў 1-3» /2011. Холст, акрил. 140×100
22. Christiane Löhr. "Senza Titolo" /2024. Графика. 27×20
23. Ольга Савич. «Дыхание жизни» /2024. Скульптура. Высота 100
24. Проект «МОЛОКО НЕБЕСНОЕ». Марина Казак/2025
проект из 4 инсталляций (дерево, алюминий, хлопковая веревка, гипс) и 2 живописных полотен
Лабиринт пройден, но он не исчез. Выход за пределы экспозиции возвращает нас в привычный мир форм и отражений, но меняет саму оптику восприятия. Любая статика иллюзорна, за жесткостью материи скрывается непрерывное движение. Невидимые связи существуют вне зависимости от того, смотрим мы на них или нет. Вопрос лишь в том, готовы ли мы ощущать их натяжение.